Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 07:12

Сайт учителя- дефектолога Холдеевой Елены Владимировны

Меню сайта
Категории раздела
Консультационный пункт [1]
Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание на то, что на базе нашего ОУ работает консультационный пункт. Вы можете обратиться за консультацией к любому специалисту по проблемам детей от 0 до 18 лет.
Мероприятия [1]
В нашем ОУ 16.10.2020 г. был проведён конкурс чтецов, посвящённый родному краю. Воспитанники старших и подготовительных групп читали стихи камчатских поэтов. Целью данного мероприятия было приобщение детей к культурному наследию, привитие чувства гордости и любви за свой край. Основными задачами конкурса являлись: создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей; воспитание чувства патриотизма и любви к своему краю; формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений, воспитание положительного эмоционального отношения к литературным и поэтическим произведениям; выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения. Победители были награждены дипломами I, II и III степени, остальные участники получили дипломы за участие.
Сайт существует
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Самообразование

Тема: "Пропедевтическая роль развития ручной моторики для формирования навыков письма"

Цель: формирование тонкой моторики и графических навыков у детей  дошкольного возраста с ЗПР во взаимодействии со специалистами и родителями.

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития тонкой моторики и графических навыков  дошкольников с ЗПР;

- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию тонкой моторики и графических навыков  у детей дошкольного возраста  с ЗПР

- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по  развитию тонкой моторики и графических навыков  у детей  дошкольного возраста  с ЗПР

- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры, ).

Актуальность

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что ручная моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие ручной моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

 Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.  Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

 В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи — фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры — участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-сгетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы лремоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».

 Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание.

 Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

 О чудесных свойствах ручной моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.

 Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления.  Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).     Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

 Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

 Правильное развитие ручной моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам.

 По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих ручную моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их,Описание: http://www.vevivi.ru/best/images/servus/30/98/4339830.png шнуровать ботинки. То есть ручная моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.

Ожидаемые результаты:

     - формирование ручной моторики рук;

     - формирование  зрительно - моторной и слухо - моторной координации;

     - развитие зрительной памяти, восприятия формы и образа;

     - развитие мышления и воображения;

     - развитие речи и коммуникативных навыков;

     - формирование положительного эмоционального  отношения к обучению через игровую мотивацию.

Перспективы самообразовательной деятельности:

- ориентирование в новой литературе;

- умение разбираться в изучаемой проблеме;

- изучение возможностей профилактики и коррекции;

- ознакомление с закономерностями развития ручной моторики у  детей дошкольного возраста с ЗПР.

 

Вход
Найти
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 31
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

© Холдеева Елена Владимировна 2024
uCoz