Тема: «Звук и буква Ч».
Цели:
Коррекционно- образовательные: уточнить характеристику звука, условное обозначение; учить определять позицию звука в слове; учить проводить звуковой анализ всех типов слов, выкладывание схем слов и предложений; учить писать слова печатными буквами под диктовку; учить составлять предложения с предлогами.
Коррекционно- развивающие: развитие фонематического слуха и восприятия; уточнение правильного произнесения звука Ч; упражнять в словообразовании; развитие грамматической стороны речи при построении полных и правильных ответов на поставленные вопросы; развитие высших психических процессов (внимания, словесно-логического мышления).
Коррекционно- воспитательные: воспитание умения слушать; воспитание усидчивости, целеустремленности на занятии.
Оборудование: «звуковой замок»; мяч; картинка-сигнал «Поезд едет»; печатные буквы Ч, ч; предметные картинки к звуку; «домики» (место звука в слове); кассы букв (на каждого ребенка); звуковые пеналы; тетради; ручки; схемы предложений (раздаточные).
Ход занятия:
- Организационный момент:
Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет. Если нет, то "чинит" его.
Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу.
- Основная часть.
Звук [Ч].
Прослушай скороговорку.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
- Какой звук часто слышится в ней?
Взрослый показывает и объясняет детям артикуляцию звука [Ч]: губки округлены и слегка вытянуты вперед; зубки не смыкаются; кончик языка вместе со спинкой сначала соприкасается с верхними зубками, затем между ними образуется щель; по центру язычка идет короткая резкая воздушная струя; горлышко «молчит».
Символ звука: поезд едет: ЧЧЧЧ... . Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда мягкий, глухой. Обозначение: зеленый квадрат.
- Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»:
ч, п, к, ч...; ча, па, чу...; чай, мяч, палка, почка...
- Повторить за взрослым серию слогов:
ча-чо-чу-чи, чу-чи-ча-чо; ач-оч-уч-ич, ич-уч-ач-оч
- Упражнение в словообразовании. Образовать новые слова по образцу, обратив внимание на появление звука [Ч] в этих словах.
Стул — стульчик, замок — ..., шнурок — ..., узелок — ..., носок — ..., блин — ..., диван — ..., батон — ...
Сук — сучок — сучочек, знак — ..., внук — ..., бак — ..., крюк — ... Легко — легче, мягко — ..., громко — ..., жарко — ..., ярко — ..., богато — ..., мелко — ..., крепко — ...
Ваня — Ванечка, Оля — ..., Гриша — ..., Петя — ..., Соня — ..., Миша — ...
- Дидактическое упражнение: «Место звука в слове».
- Из ряда нарисованных предметов выбрать только те, в названии которых встречается звук [Ч], разделить слова на слоги.
- Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ч] по заданию: звук стоит в начале, в середине и в конце слова.
- Физкультминутка.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол спокойно сесть.
- Знакомство с буквой Ч.
С арифметикой я в мире:
Ч похожа на четыре.
На что еще похожа буква Ч?
Игры с буквой.
- Звуко-слоговой анализ слов, чтение, запись под диктовку печатными буквами:
час, часы, удача, чан, чип.
- Составление предложение с предлогом.
Дети составляют предложение, чтобы в одном из слов был звук Ч.
Выкладывают схему к этому предложению.
Итог занятия.
|