Тема: «Число и цифра 8».
Цели:
Коррекционно- образовательные: уточнение и закрепление знаний об образовании числа 8 на основе сравнения двух совокупностей; учить называть, обозначать цифрой, соотносить число 8 с количеством и цифрой; устанавливать последовательность чисел в пределах 8 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; отрабатывать счёт на слух, на ощупь, счёт движений; согласование числительного «восемь» с сущ- ми в роде, падеже.
Коррекционно- развивающие: развитие мышления, памяти, внимания, тактильного восприятия, мелкой и общей моторики.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать любовь к занятиям и доброжелательность.
Оборудование:
демонстрационное: числовая лесенка, изображение 8 ворон и 8 зёрен, сюжетное изображение цифры, цифра 8.
раздаточное: полоски, тарелочки с птицами (2 вида птиц по 10 штук), цифры от 1 до 8 (магнитные и простые), тетради, ручки, шапочки с цифрами, листы с недостающими цифрами, мешочки с фасолью, листы с отличающимися птицами.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Игра: «Поставь цифру на числовую лесенку».
У каждого ребёнка в руках цифра. Дети подходят к доске и ставят свою цифру на нужную ступеньку. (от 1 до 7)
2. Работа с демонстрационным материалом.
На доске изображение 7 ворон и 7 зёрен.
- Кто на доске? (вороны)
- Почему вы сказали вороны? (потому что их много, поэтому не ворона, а вороны)
- Сколько ворон? (7)
- Сколько зёрен? (7)
- По сколько ворон и зёрен? (по 7)
- Как сказать по- другому? (столько же, одинаково, поровну)
- Каждой ли вороне хватит зёрен? (каждой)
- Как проверить? (к каждой вороне положить зерно)
- Прилетела ещё одна ворона. Сколько стало ворон? (8)
- Как стало семь ворон? (было 7, прилетела ещё одна, стало 8 ворон)
- Кого (чего) теперь больше? Почему?
- Чего меньше?
Вывод: 8 больше, чем 7, а 7 меньше 8.
- Как сделать, чтобы прилетевшая ворона не осталось голодной?
- Сколько нужно добавить зёрен, чтобы у каждой вороны было по зёрнышку? (ещё 1)
Аналогичный анализ.
3. Работа с раздаточным материалом.
Перед детьми полоски и тарелочки с птицами. Дети получают число 8 двумя способами выкладывая их на полосках.
Проводится анализ.
4. Физкультминутка: «Живые цифры».
- Сколько нас с вами пришло в гости к числу 8? Кто свой номер называет, тот пониже приседает (счёт в прямом и обратном направлении).
- Посчитали-то вы правильно, а номерки на шапочках перепутались. Встанем по порядку.
(Дети расходятся, танцуют врассыпную, по сигналу педагога ищут своё место в числовом ряду)
Снова звучит весёлая музыка, дети выстраиваются в обратном порядке.
- Назовите соседей Ангелины и т. д..
- Посчитайтесь от.. и до…
4. Цифра 8.
- Я рисую Неваляшку:
Круг большой- его рубашка,
Круг поменьше- голова.
А сестрёнка удивилась:
«Цифра 8 получилась?!»
- Где в нашей жизни можно встретить число и цифру 8?
- Пишем цифру 8 глазами (гимнастика для глаз).
- Показываем с помощью пальчиков и на ладони.
- Из цветной проволоки делают.
* Обводим по точкам.
5.Игра: «Испорченные бусы».
У детей листы с цифрами в ряд, но некоторых цифр не хватает, дети их вписывают.
6. Игра: «Волшебные мешочки».
Дети на ощупь определяют, сколько фасолин у них в мешочке и показывают нужную цифру.
7. Игра: «Вопрос-ответ» (с использованием картинок - пиктограмм).
- Число 8 иногда прячется в словах, а в каких – догадайтесь.
(дети по пиктограмме называют существительное, отвечая на вопрос – сложное прилагательное)
- Если в доме 8 этажей, то значит дом какой? (восьмиэтажный)
- В машине 8 мест, значит машина какая? (восьмиместная)
- Если в доме 8 квартир, то дом какой? (восьми квартирный)
- Квартира, в которой 8 комнат, какая? (восьми комнатной)
- У фигуры 8 углов, значит фигура какая? (восьмиугольная фигура, многоугольник)
8. Игра: «Найди отличия».
У детей листы, на которых изображены две птицы. Дети находят отличия и закрашивают кружки. Сколько кружков закрасили, столько отличий нашли.
9. Крылатые выражения.
Весна да осень- на дню погод по восемь.
Восьмое чудо света. (что- то необыкновенное, грандиозное)
Итог занятия.
- С какой цифрой мы сегодня играли? (поставили на числовую лесенку)
- Как мы её получили?
- Какие игры понравились больше всего?
- Какие задания были трудными?
- Какие были самыми интересными?
|